Манифест в защиту книги


МАНИФЕСТ В ЗАЩИТУ КНИГИ

 

Призрак бродит по Европе. Призрак информационной революции. Он добрался до нашей страны с некоторым опозданием и сейчас вовсю хозяйничает в умах и привычках "продвинутой" части населения. Компакт-диски с аудиозаписями и тестами, электронные библиотеки в Интернете, миниатюрные компьютеры расширяют свое жизненное пространство, ведя наступление на традиционное книгоиздание.

 

Вопреки всем прогнозам дело книги (спасибо, Читатель!) живет и побеждает. Впрочем, достаточно вспомнить хронику прогнозов XX века, чтобы усомниться в самой постановке столь радикального вопроса. Появление кинематографа рождало слухи о преждевременной кончине театра, рождение телевидения - о кончине классического кинематографа, видео и Интернета - о последних днях телевидения.

 

Тем не менее принцип "мирного сосуществования" и конвергенции гуманитарной и технологической сфер дает многообразие идей для любого пытливого ума и угождает всему спектру человеческих вкусов и привычек.

 

По данным Российской книжной палаты на 1 августа 2004 года зарегистрирован выпуск 51 255 названий книг и брошюр общим тиражом 352 млн экземпляров, что составляет соответственно 107,3% и 103,1% по сравнению с тем же периодом 2003 года. По ее же подсчетам, если не произойдет чего-то чрезвычайного и сохранится подобная динамика, к концу этого года будет выпущено не менее 87 тысяч названий книг и брошюр, что превысит самый высокий показатель за всю историю отечественного книгопечатания (максимальное число изданий - 86 771 название - было выпущено в СССР в 1974 году). Ожидаемый нами совокупный годовой тираж без учета периодики составит порядка 700 млн экземпляров.

 

Миллионы людей, движимые разными потребностями, регулярно покупают книги в книжных магазинах самообслуживания, на лотках и в киосках, роются в интернет-библиотеках. Их приверженность к слову, чтению и освоению текстов позволяет объединить всех читателей в гигантскую армию книголюбов, так или иначе занимающихся просветительской работой, формирующих соответствующие традиции и атмосферу в своей семье, строящих основу для дальнейшего развития литературы и книгоиздания. Особая часть среди них - увлеченные библиофилы, формирующие обширные частные библиотеки, бережно коллекционирующие и сохраняющие редкие издания прошлых лет. Ушла в прошлое погоня за подписными изданиями и "макулатурными" талонами. Хотя и в этой "книгодобыче" в эпоху тотального дефицита была своя прелесть, которая повышала социальный статус книги и делала неприличной квартиру без книжных полок. Ностальгия по тем временам осталась у многих книголюбов, смотрящих на сегодняшнее книжное изобилие и печалящихся о раритетных изданиях по гигантским ценам, уходящих не туда, куда положено ("в приличные руки"). Да я и сам испытываю определенный дискомфорт, глядя на полки букинистических отделов. Сборники стихов Марины Цветаевой, Константина Бальмонта, Анны Ахматовой, Саши Черного из "Большой серии Библиотеки поэтов", стоившие в 80-е годы на черном рынке по 30-100 советских рублей, сейчас продаются по очень скромным ценам. А отдельные тома из вожделенной "Библиотеки приключений и научной фантастики" (т.н. "рамочка") и просто никому не нужны. Ушли в прошлое не только сами "черные" книжные рынки, но и многие знаменитые в свое время букинистические магазины, которые знала вся Москва: "Книжная находка" у памятника первопечатнику Ивану Федорову, "Пушкинская лавка" и "Лавка писателей", опустели от старых книг Кузнецкий мост и Камергерский переулок.

 

Но есть и другая сторона медали. Выросший и разнообразившийся книжный рынок многое расставил по местам. Современный читатель без особых проблем покупает литературу на свой вкус, а не для демонстрации гостям. Антикварная книга приобрела реальную рыночную цену и попадает в состоятельные дома иногда за сумасшедшие деньги, где, как правило, оседает навсегда. Оставшиеся профессиональные букинисты-антиквары уже вынуждены ориентироваться на этот слой покупателей. Но так происходит во всем мире. И даже если многие богатые покупатели отдают предпочтение пафосным изданиям в красивых переплетах, все равно это не так уж плохо. Их дети живут в доме с хорошей библиотекой и, хочется верить, впитывают в себя особую книжную атмосферу, исподволь формирующую в дальнейшем вкусы. Хотя, конечно, еще больше хочется, чтобы домашние библиотеки соответствовали словам чудесного русского писателя В.Г. Короленко: "Можно, попав в тщательно подобранную библиотеку, составить представление об ее владельце. С полок на вас глядят не только корешки книг с именами авторов - от этих коллекций веет на вас дух ее собирателя, его умственные наклонности, его симпатии, интеллектуальные интересы - нечто вроде аромата духовной личности, т.е. то самое, чем веет и от художественного творчества".

 

Уже невозможно представить, что в приемном пункте макулатуры могут оказаться дореволюционные книги и журналы, сданные на вес за талон на рассказы Честертона. Не могу забыть, как в девятом классе я со своим приятелем регулярно копался в макулатурном сарае во дворе нашей школы и выуживал оттуда самые разные находки, начиная от первого прижизненного собрания сочинений В. Ленина и заканчивая журналами с публикациями произведений братьев Стругацких. Счастье, счастье и еще раз счастье.

 

Наверное, нет нужды вспоминать многочисленные исторические примеры о взаимоотношениях выдающихся людей с печатным словом. Упомяну лишь об одном малоизвестном примере, произведшем на меня сильнейшее впечатление. В этом году изданы дневники Георгия Эфрона- сына Марины Цветаевой. Через полтора месяца после ее самоубийства 16-летний юноша возвращается в военную осеннюю Москву 1941 года и мечется, терзаемый бытовыми проблемами, пытается получить хотя бы разрешение на прописку в столице. Все ужасно в этот период его жизни: одиночество, бедность, очереди, бомбоубежище, полное отсутствие хоть какой-то перспективы. Радостных событий фактически нет, но есть отдушина.

 

"В Москве открыто говорят о том, как будет, если Гитлер войдет в столицу. Много говорят о предстоящих бомбардировках - меня это тоже очень беспокоит. Но теперь я уж окончательно некуда не выеду. За эту неделю был на открытии музыкального сезона в Salle Tchaikowsky, отдал переплести "Fleurs du Mai" Бодлера и "Poesies" Маллармэ; переплели замечательно и содрали 25 р.; в понедельник получу переплетенные ... Валери и Вердена. Купил у Крученыха однотомник Гоголя, книгу стихов А. Ахматовой ("Из шести книг"), собрание сочинений Ильфа и Петрова в 4 томах, "Путешествие Гулливера" Свифта, "Избранное" Есенина (издание 1934 г.). Выменял у него же "Декамерон" (издание "Academia") против 2 пары старых шерстяных носков". Комментарии, как говорится, излишни.

 

Я вспоминаю рассказы своего папы о том, как он ходил вместе с переплетчиком в галантерейные магазины, чтобы выбрать по душе расцветку ткани для переплета дореволюционных книг по искусству, и сравниваю эти радостные впечатления со своими воспоминаниями о том, как тайком отдавал переплетать в зеленый дерматин в 80-е годы "надежному" переплетчику в тогда еще г. Горьком "Лебединый стан" Цветаевой и "Один день Ивана Денисовича" Солженицына. Эти книги сейчас стоят на одной полке и сохраняют в себе не только литературные произведения, но и крупицы истории и ауру наших впечатлений и переживаний.

 

Книга объединяет и служит делу просвещения. Недаром во все годы библиофилы стремились формализовать свою среду в те или иные общественные организации. Серебряный век - период расцвета русского книгоиздания - отличался локальными объединениями типа кружков любителей русских изящных изданий. Попытка создать масштабное русское библиофильское общество совпала с Октябрьской революцией, Гражданской войной и массовой эмиграцией, уничтожившими массу личных библиотек и их владельцев.

 

Оставшимся пришлось также нелегко. Декрет Совнаркома от 28 ноября 1918 года и инструкция Наркомпроса от 27 декабря 1918 года утвердили порядок реквизиции частных библиотек. Все библиотеки свыше 500 томов объявлялись госсобственностью и поступали в библиотеки Наркомпроса. Охранные свидетельства выдавались библиотечным отделом Наркомпроса после специального обследования, причем часто только на часть книжных собраний, соответствующую специальности просителя. За 1918-1919 годы их было выдано всего около 500 штук. И только НЭП стал возрождать как издательскую деятельность, так и спрос на книги для домашних библиотек. Тогда образовались Русское общество друзей книги, Ленинградское общество библиофилов, Казанский кружок друзей книги, украинское и белорусское общества библиофилов. Все они пережили упадок в 1930-1940 годы и лишь в период "оттепели" вновь воссоздались по региональному признаку. Всесоюзное добровольное общество книголюбов, как мы помним, не только занималось распределением дефицитных "подписок", но и организовывало массу полезных мероприятий вплоть до поездок известных актеров в провинциальные города с творческими вечерами, читавших стихи и прозу нередко полузапрещенных авторов.

 

Видимо, сейчас подобные масштабные объединения не создашь искусственно. Насильно мил не будешь. Но то, что надо привлекать гигантскую армию российских библиофилов для пропаганды книги, не вызывает сомнений. Только единицы из них могут за собственный счет и собственной энергией устраивать выставки, заниматься издательской деятельностью, популяризировать книжные редкости. До сих пор в стране нет специального Музея книги. А ведь он мог бы стать центром притяжения для всех: школьников и взрослых, маститых любителей книги и начинающих коллекционеров или издателей. Думаю, что в готовящейся Агентством масштабной программе пропаганды книги эти вопросы выйдут на первый план.

 

Подведены итоги ежегодного конкурса "Книга года". Завтра вечером пройдет торжественная церемония вручения призов. Рассматривая книги, присланные на конкурс по 16 номинациям, я радуюсь вместе с издателями и читателями той красочной палитре, которую сейчас представляет собой отечественное книгоиздание. Многим членам жюри хотелось присудить первые места нескольким книгам, осознавая ту гигантскую работу больших коллективов людей или отдельных подвижников, которая стоит за каждым изданием. И слава богу, что есть такая конкуренция.

 

Завтра же, по традиции, в первую среду сентября, распахнет свои двери XVII Московская международная книжная выставка-ярмарка. В этом году на нее съедутся 2760 участников из 81 страны, которые представят свои экспозиции на 26 тысячах квадратных метров павильонов ВДНХ. Мы ожидаем, что ярмарку посетят не менее 300 тысяч человек.

 

Каждый сможет приобрести себе и своим близким книгу по душе. Приходи и ты, Читатель.

 

 

 

МИХАИЛ СЕСЛАВИНСКИЙ, руководитель Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям МАНИФЕСТ В ЗАЩИТУ КНИГИ. Известия, 31.08.2004

 

 

 
Дизайн и разработка
© « Web-Мастерская », 2003
Документы Базы данных Рейтинги и аналитика Новости министерства Новости отрасли СМИ Книгоиздатльство Аудиовизуальная продукция Полиграфия Мониторинг СМИ: ситуация в сфере ответственности МПТР Дайджест прессы: Центральные СМИ Дайджест прессы: Региональные СМИ Рейтинг СМИ ТВ Радио Пресса Социологиечские исследования