12:07
Май-июнь 2003. Информационно-аналитическая справка

Наиболее значимые события и мероприятия зарубежных структур, регулирующих деятельность средств массовой информации

Информационно-аналитическая справка
Май-июнь-2003

Страны и организации, информация о деятельности которых представлена в обзоре:

Великобритания: Управление по коммуникациям (Ofcom), Комиссия по претензиям к СМИ
США: Федеральная комиссия по коммуникациям, Американская ассоциация кинематографистов
Канада: Канадский национальный совет по кинематографии, Фонд канадского телевидения, «Канадское наследие»
Франция: Высший совет по аудиовизуальным средствам массовой информации
Германия: Академия немецкой книготорговли, Ver.di - Объединенный профсоюз Германии, Земельные комитеты по СМИ и коммуникациям


Справка составлена по результатам мониторинга 572 англоязычных, 40 франкоязычных и 66 немецкоязычных газет, журналов и новостных лент, а также 19 интернет-сайтов.

  Великобритания

· Вчера министр культуры Тесса Джоуэлл предупредила, что, если Руперт Мердок получит контроль над телеканалом “Five”, она введет новые правила, чтобы помешать ему продвигать свои прочие медиа-интересы.
Она сказала, что, если Мердок или любой другой медиабарон получит контроль над общественным телеканалом, она поручит контрольному органу Ofcom следить за тем, чтобы он «не злоупотреблял своим положением», рекламируя свои газеты и другие телеканалы.
Джоуэлл сказала: «В случае необходимости мы попросим Ofcom выявлять случаи перекрестной рекламы, чтобы владелец газет не мог злоупотреблять своим положением, используя рекламные возможности телеканала Five».
Интерес Мердока к этому телеканалу вызвал недовольство, особенно в связи с тем, что этот натурализованный американец уже доминирует в британских СМИ. Этот предприниматель австралийского происхождения уже владеет газетами “The Sun”, “News of the World”, “The Times” и “The Sunday Times”, а также большой долей телеканала “Sky”.
Предложенные изменения прав собственности на СМИ, изложенные в правительственном «Законопроекте по коммуникациям», дают возможность иностранцам владеть ITV. Они вызовут резкий протест в палате лордов, где сегодня должно начаться обсуждение предложений. Но министр культуры назвал «хорошим и прогрессивным» предложение о том, чтобы дать возможность получить контроль над “Five” такой крупной медиа-группе, как “News Corporation” or “The Daily Mail and General Trust” Мердока. Джоуэлл сказала, что доля аудитории “Five” составляет всего 6% и, что компания ведет трансляции всего на 80% территории страны, а потому это «миноритарный канал с очень небольшим количеством зрителей».
Она заявила: «Если канал “Five” станет серьезным конкурентом “ITV”, то мы ужесточим правила для канала “Five”, чтобы он сохранил свою ориентацию на общественные  ценности». Признавая возможность установления американского контроля над “ITV”, Джоуэлл выступила в защиту американских медиа-организаций, сказав, что они прекрасно делают свое дело, производя качественную продукцию для британских зрителей.
Она заметила, что американские компании уже владеют телеканалами, ведущими передачи в Великобритании, в частности “MTV” и “Nickelodeon”, также журнальными группами, такими как “IPC” и “National Magazines”, владеющими журналом “Good Housekeeping”.
«Можно ли найти журнал более британский, чем “Good Housekeeping?» - спросила Джоуэлл. Она отметила: «Мы живем в мире, где американские доллары уже финансируют СМИ, которые нравятся людям. Почему они нравятся людям? Потому что эти СМИ понимают ценности британцев, понимают, что эти люди хотят получить, включив телевизор, или, когда они идут купить газету».
Джоуэлл сказала, что программы, покупаемые британскими телекомпаниями в Америке – это «продукт высокого качества».«Они популярны, люди их смотрят, - сказала она. – На американском телевидении есть программы фантастического качества: “The Sopranos”, “West Wing”, “ER” и так далее. («The Independent», 03.06.2003)


· На днях лорд Путтнэм, главный бунтарь лейбористской партии в палате лордов, предложил компромисс, позволяющий правительству выбраться из тупика, возникшего в связи с предложением смягчить законы о перекрестной собственности в СМИ.
Бывший кинопродюсер предложил разработать тест на соответствие общественным интересам, который будет применяться в том случае, если крупная медиа-корпорация захочет получить контроль над пятым каналом.
В соответствии с нынешним планом, изложенным в законопроекте по коммуникациям, который рассматривается комитетом Палаты лордов, крупные газетные организации получают право контролировать “Five”, а неевропейские компании получают право купить “Five” и “ITV”.
Многим членам парламента – в первую очередь рядовым представителям лейбористской партии, но также многим тори - не понравилось то, что у владельцев газет, таких как Руперт Мердок и Лорд Ротермер, появляется возможность получить контроль над каналом “Five”.
Министр культуры Тесса Джоуэлл отказалась говорить о своих планах, и поэтому вчера вечером лорд Паттнэм предложил поправку, в случае принятия которой, правительство сможет смягчить правила собственности и одновременно успокоить критиков.
В соответствии с планом Путтнэма, министр культуры сможет передавать планы любых спорных поглощений на рассмотрение в новый контролирующий орган Ofcom, и в Кабинет законной торговли. Эти органы будут подробно изучать ситуацию на рынке.
По словам лорда Путтнэма, такой план обеспечил бы законопроекту будущее, позволив регуляторам изучать ситуацию в СМИ в момент предложения о поглощении, а не в тот момент, когда законопроект будет утвержден. Лорд Путтнэм сказал, что тест на соответствие общественным интересам позволит избежать разрушения экологического равновесия в секторе СМИ. «Нам следует избавиться от фантазии о том, что регуляторы могут быстро засунуть джина обратно в бутылку в том случае, если возникнут недопустимые уровни собственности».
Обсуждение законопроекта по коммуникациям находится в завершающей стадии. В ближайшие дни будут закончены дискуссии в комитете. Через две недели начнется процедура голосования по основным пунктам. («The Guardian», 04.06.2003)

· Богатые жители Великобритании теперь будут обращаться со своими жалобами на прессу к адвокатам, бедным же придется довериться Комиссии по претензиям к СМИ (КПС)
Это был не слишком равноценный обмен: 64 слова извинений в ответ на то, что «они на всю жизнь испортили мои воспоминания о медовом месяце». Неудивительно, что Сара Кокс не была удовлетворена.
Поэтому она обратилась со своими претензиями к журналу «The People» в суд. На прошлой неделе, через 20 месяцев после того как журнал опубликовал фотографии диск-жокея Radio 1, лежащей в обнаженном виде на частном пляже на Сейшеллах, Сара Кокс выиграла дело. Согласно решению суда по статье 8 Акта о правах человека, защищающей право личности на неприкосновенность частной жизни, она должна в качестве возмещения морального ущерба получить 50.000 фунтов стерлингов. Ее оппоненты – журнал «The People» и фотограф Джейсон Фрезер должны также оплатить судебные издержки в размере около 200.000 фунтов стерлингов.
И все же, почему дошло до этого? Почему она была вынуждена обратиться в суд? И какую роль во всем этом сыграла Комиссия по претензиям к СМИ?
В действительности, Комиссия по претензиям к СМИ занималась этим делом, но менее одной недели. Именно Комиссия «договорилась» об опубликовании этого извинения из трех предложений. Гай Блэк, директор Комиссии по претензиям к СМИ, заявил: «Все было согласовано. Вопрос был решен в течение шести дней. Формулировка и заголовок – все было согласовано с ее агентом». Он выразил удивление по поводу того, что Кокс в дальнейшем решила отойти от этой договоренности, еще до того как Комиссия вынесла официальное решение по этому делу, и обратилась в суд.  (Устав Комиссии по претензиям к СМИ не позволяет ей вмешиваться в дело, после того как оно было передано в суд).
По словам Блэка можно подумать, что он чувствует себя абсолютно правым в данной ситуации: «Я в некотором замешательстве по поводу истерии, которую раздули из этого дела. Я вообще не понимаю при чем здесь Комиссия». Кокс решила прекратить рассмотрение дела в КПС еще до того, как Комиссия пришла к официальному заключению. Таким образом, КПС вышла из дела. Это право Кокс. Конец истории.
На самом деле, конечно, это не конец истории. Кокс отказывается давать комментарии по этому делу, но ее адвокаты и агент, по-видимому, решили, что их победа говорит сама за себя.
Не слишком сложно будет предположить, почему Кокс сомневалась в отношении Комиссии по претензиям к СМИ. Как сказал специализирующийся в области СМИ юрист Марк Стивенс: «Комиссия не обладает острыми заточенными зубами. Точнее у нее вообще нет зубов. В ответ на свои жалобы люди сталкиваются с отвратительным надувательством».
Вера Кокс в КПС вряд ли могла быть подкреплена после ознакомления со списком членов Комиссии, так как среди тех, кто выносит решения по нарушениям в прессе – Нейл Уоллис. Именно он был редактором журнала «The People» в то время, когда были опубликованы фотографии, сделанные на пляже.  
После этого он стал заместителем редактора газеты «News of The  World», и, так как он больше не является редактором, этим летом Уоллис выйдет из состава Комиссии по претензиям к СМИ. (Блэк, в этой связи, указал, что в любом случае Уоллис не мог участвовать в принятии решения по делу в отношении его самого).
Оправданно это или нет, но, как заявил Симон Келнер, главный редактор газеты “The Independent” в ответ на запрос Палаты общин в отношении вмешательства прессы в частную жизнь граждан, «общественность не слишком верит в независимость Комиссии”. «У КПС существуют настоящие проблемы в отношении доверия к ней общественности». Он призвал омбудсмена по прессе осуществлять контроль за деятельность Комиссии:
«Деятельность Комиссии далеко не прозрачна». Конечно же, Комиссия, похоже, перестает пользовать доверием. И каждый раз, когда кто-нибудь пренебрегает обращением в Комиссию или же направляется напрямую в суд, ее репутация все больше страдает.
Кокс, конечно же, не первый человек, попытавшийся перепрыгнуть через голову КПС. Анна Форд также пожаловалась в эту организацию после того, как она была без разрешения сфотографирована на пляже. Как это не удивительно Комиссия постановила, что общественный пляж не является тем местом, «где можно рассчитывать на уединение и неприкосновенность частной жизни». Анна обратилась в суд (правда в тот раз решение КПС не было отменено).
Мы рискуем создать двухуровневую систему разрешения конфликтов с прессой. Обратите еще раз внимание на этот счет в 200.000 фунтов. Богатые и обладающие властью смогут нанять себе достойных адвокатов и обратиться в суд. Бедные – и даже совсем не такие уж и бедные – будут вынуждены обращаться в Комиссию по претензиям к СМИ, которой они не слишком доверяют.
В конце концов, по словам Стивенса, КПС настолько ослабнет, что даже те редакторы, кто в наибольшей степени ее поддерживает, потеряют к ней доверие. Комиссия была задумана, помимо всего прочего, для того, чтобы не доводить конфликты и споры с газетами и журналами до суда. Если владельцы газет будут вынуждены оплачивать крупные судебные издержки помимо своих взносов на содержание Комиссии, они могут спросить себя стоит ли саморегуляция тех денег, которые на нее выделяются. И, если они поступят настолько безответственно, что перестанут финансировать деятельность Комиссии, людям останется только обращаться в суд, что в действительности будет означать нереальность добиться правосудия для простых граждан.
Сара Кокс не пострадает, а все остальные?  (“The Independent”,10.06.2003)

  США

· Федеральная комиссия по коммуникациям (ФКК) смягчает права собственности на СМИ. Федеральные регуляторы проголосовали второго июля за то, чтобы позволить компаниям покупать телевизионные каналы, вещание которых охватывает почти половину населения страны, а также отменили существовавшее несколько десятков лет правило, направленное против концентрации СМИ и запрещавшее компаниям владеть одновременно телеканалом и газетой в одном городе.
Результаты голосования таковы: три голоса за отмену  старых правил, два против. Против голосовали члены Комиссии от демократов. Итоги голосования вызвали жесткую критику со стороны противников нововведений, пир этом один из законодателей даже предсказал начало «оргии слияний и поглощений», в результате которой несколько гигантских компаний будут контролировать все, что большинство людей смотрит, слышит и читает.
Многие медиа-компании приветствовали этот шаг ФКК, заявив, что существовавшие ранее ограничения, препятствовали их способности расти и конкурировать друг с другом на рынке, изменившемся с появлением кабельного и спутникового телевидения и Интернета.
Вместо того чтобы препятствовать высказыванию различных точек зрения и контролировать новости и развлекательные программы на местах, по мнению компаний, свобода от старых ограничений позволит им обеспечивать лучшую подачу новостей для большего числа граждан. Вещательные корпорации заявляют, что проведенные изменения помогут сохранить бесплатное телевидение, которое теперь будет конкурировать с платными каналами в плане качественного наполнения эфира. 
Председатель ФКК Майкл Пауэлл заявил, что ФКК достигло своей цели «создания современных законов, которые надлежащим образом учитывают растущие потребности населения в новостях, информации и развлечениях».
Члены комиссии от демократов Джонатан Адельштейн и Майкл Коппс заявили, что принятые изменения дают очень большую власть медиагигантам. На самых крупных рынках одна компания сможет владеть тремя телестанциями, восемью радиостанциями, системой кабельного телевидения, кабельными телеканалами и ежедневной газетой.
«Это наиболее серьезный и разрушительный по своим последствиям отход от защиты прав потребителей за всю история американского вещания», - заявил Адельштейн. По его словам гнев потребителей «вспыхнет, когда они, переключая каналы, начнут сталкиваться с еще большей тягой к сенсационности, меркантилизмом, глупостью, сценами насилия, однородностью программ и значительно менее серьезным освещением новостей и местных событий».
Пауэлл заявил после голосования о своей уверенности в том, что старые правила, в любом случае, со временем были бы отменены, и сегодня он уверен в том, что «большая часть из принятых нами изменений» сохранится и после того, как их оспорят в суде.
Сенатор-демократ Байрон Дорган, член Комитета по торговле, вместе с сенатором-демократом из Южной Каролины Эрнстом Холлингсом и сенатором и бывшим лидером республиканцев сенатором Трентом Лоттом провели пресс-конференцию, в ходе которой подвергли критике итоги голосования в ФКК и пригрозили заблокировать данные инициативы в Конгрессе. 
«Теперь явно начнется оргия слияний и поглощений», - заявил Дорган, назвавший решение ФКК «тупым и опасным».
Среди многочисленных критиков проведенных изменений также медиа-магнаты Тед Тернер и Барри Диллер, поборники защиты интересов потребителей, группы, отстаивающие гражданские и религиозные права, небольшие вещательные компании, писатели, музыканты, профсоюзы и даже Национальная оружейная ассоциация.
По новым правилам, одной компании могут теперь принадлежать телевизионные станции, охватывающие 45% американской аудитории вместо 35%. Крупнейшие корпорации добивались полной отмены данного ограничения, в то время как более мелкие вещательные компании заявляют, что повышение процента позволит медиа-гигантам поглотить их и захватить контроль над местным вещанием. 
ФКК также отменила запрет на одновременное владение печатным СМИ и телеканалом в одном городе. Данное ограничение для рынков, где присутствует от 9 и более телестанций, было отменено полностью, в то время как на более мелких рынках определенные ограничения все же останутся. «Одновременное владение» все еще будет запрещено на рынках, где вещает не более трех телестанций.
ФКК также смягчила правила, регулирующие право собственности в отношении местных телестанций. Теперь одна компания может владеть двумя телеканалами в большем количестве городов и тремя каналами в крупнейших городах, таких как Нью-Йорк и Лос-Анджелес.
Правительство приняло существовавшие ранее ограничения на права собственности между 1941 и 1975 годами для поощрения конкуренции и недопущения монопольного контроля над СМИ. («Associated Press Online», 02.06.2003)

· Федеральная Комиссия по Коммуникациям провела коренные изменения в законах, которые определяют, сколькими СМИ может владеть одна компания и при каких обстоятельствах.
Ниже преведены ответы агентства «The Associated Press» на некоторые вопросы об изменениях в законах, о том, что они значат для индустрии СМИ и американского народа:

Разве медиакомпании и так уже не являются достаточно большими? Зачем им становиться еще больше?

Это правда, что медиакомпании стали значительно более крупными, однако принятие ограничений на права собственности с 1941 по 1975 годы значительно изменило всю структуру данного бизнеса. Когда вводились ограничения, кабельного и спутникового телевидения еще не существовало, и, по мнению ФКК, традиционное эфирное телевидение не должно сдерживаться старыми правилами, ограничивающими его рост, так как сегодня оно столкнулось с серьезной конкуренцией.

Означает ли это, что еще больше увеличится количество слияний между крупными медиакомпаниями?

Необязательно. Аналитики полагают, что многие из разрешенных теперь сделок, скорее всего, будут заключаться между отдельными телевизионными станциями и газетами, а события сопоставимые по своим масштабам  со слиянием AOL и Time Warner вряд ли будут иметь место. Например, местная телевизионная станция теперь сможет владеть и газетой в том же самом городе, в котором она вещает, но, пока не ясно, многие ли станции пойдут на это. Эд Аторино, аналитик компании Blaylock & Partners, заявил, что слияния, вероятно, будут происходить постепенно, частично, в силу наличия большой разницы между действующим телеканалом и газетой. “Вряд ли сделки будут заключаться одна за другой», - отметил Аторино.

Что даст компаниям владение газетой и телеканалом в одном городе?

Медиакомпании, которым будут принадлежать газета и телеканал в одном городе, смогут делать большие деньги, продавая пакеты услуг рекламодателям. Они также могут использовать одно из принадлежащих им СМИ для продвижения другого, а репортеры принадлежащих им газеты и телеканала могут обмениваться новостями и прочей информацией друг с другом.

Тогда почему каждой компании не заключить подобную сделку?

Помимо того, что это совершенно разные культуры, у телекомпаний и газет совершенно разные бюджеты. Телестанции сами по себе являются очень дорогим удовольствием и, кроме того, они занимаются еще много чем, помимо сбора новостей. По словам Аторино, гораздо более вероятно, что богатая телевизионная станция заинтересуется покупкой местной газеты, чем наоборот.

Кто в наибольшей степени выиграет от произведенных изменений?

Прежде всего, в выигрыше окажутся крупнейшие владельцы телевизионных станций, например, такие как материнская компания CBS – Viacom Inc. Этим компаниям теперь позволено владеть еще большим количеством местных станций, что позволяет им высвободить еще большие средства для изготовления или покупки дорогих программ для национальных сетей.

Почему многим не нравятся введенные изменения?

Группы, защищающие интересы общественности обеспокоены тем, что все увеличивающаяся концентрация СМИ в руках нескольких компаний может привести к дальнейшему ухудшению качества новостей и всей передаваемой информации, в особенности, это касается местных новостей.
Более того, изменения приведут к еще большему нарастанию тенденции, когда местные СМИ контролируются людьми, не являющимися гражданами данного города, людьми,  которых не особенно волнуют местные проблемы.
«Мы все больше отходим от той модели медиакомпаний…когда радиожурналисту достаточно выглянуть в окно, чтобы сообщить о положении на дорогах города», - заявил Блэйр Левин, бывший руководитель аппарата Федеральной комиссии по коммуникациям, работающий теперь медиааналитиком в Legg Mason, расположенной в Вашингтоне брокерской компании.

· Незаконно скачивать фильмы из Интернета ранее было достаточно сложно. В основном это могли делать только опытные пользователи компьютера. Теперь это также легко, как воспользоваться поисковой системой в Интернете.
Сегодня миллионы пользователей могут просто ввести название необходимого им кинофильма и щелкнуть мышкой на соответствующий баннер перед тем как идти спать. К утру фильм будет скачан и готов к просмотру.
    При условии наличия быстрого соединения с интернетом, CD burner и DVD плейера, любой пользователь может посмотреть пиратскую копию фильма или телевизионной передачи, лежа на диване перед телевизором, иногда даже до их официального выхода.
Даже при наличии одного только быстрого соединения люди могут смотреть подобные фильмы на экранах своих компьютеров.
После того, как вы завершили скачивание фильма, вам достаточно кликнуть на файл, чтобы просмотреть его на экране своего компьютера. Или, используя CD-burning программу, такую как «Nero» вы можете создать видео CD, который можно будет смотреть на большинстве относительно новых DVD проигрывателей.
  Модемная связь не срабатывает, так как она слишком медленная. Время скачивания одного фильма варьируется от одного до 12 часов в зависимости от его продолжительности и скорости связи.
    Многие из пользующихся подобной пиратской продукцией считает, что любой пользователь легко может сделать тоже самое, научиться этому очень легко.
  Именно это и пугает Американскую ассоциацию кинематографистов (ААК). «Я выступал в шести университетах и везде студенты говорят о том, насколько это легко сделать. Технологии так быстро совершенствуются, - заявил Президент ААК Джек Валенти.- Один студент в университете Duke сказал мне, что может за несколько минут скачать фильм длительностью в 2,5 часа».
Согласно данным «BigChampagne», компании, анализирующей тенденции развития интернета, уже около 61 млн. американцев регулярно незаконно скачивают музыку из сети. Сведений о количестве американцев, незаконно скачивающих фильмы, нет. Можно только сказать, что уже более 21% скачиваемых видеоматериалов не являются порнопродукцией.
Валенти заявил, что киноиндустрия должна предложить людям альтернативные пути использования интернета для получения копий фильмов, бороться с незаконным распространением фильмов и находить пути защиты материалов, охраняемых авторским правом с помощью новых технологий.
 Интернет сайт “Movielink”, совместный проект пяти голливудских киностудий, дает пользователям фильмы напрокат за плату в размере от $1.95 до $4.99.
 «Никакая модель бизнеса не может конкурировать с бесплатными услугами», - отмечает Валенти. Но, если существует разумная и честная альтернатива, люди ей воспользуются. Нет ничего совершенного, но мы должны положить конец господству пиратства и вытеснить его на обочину, в запретную зону».
 Никто, однако, не полагает, что будет легко уменьшить количество людей, незаконно скачивающих фильмы из сети, особенно, принимая во внимание тот факт, что все большее количество людей делает это каждый день. Информация о возможности просмотра бесплатных и легкодоступных кинофильмов продолжает распространяться. («The Associated Press State & Local Wire», 25.05.2003)

Канада

· Канадская Комиссия по телерадиовещанию и телекоммуникациям выдала лицензию на вещание новой радиостанции, которая будет работать для слушателей в Сент-Джоунс.
Новая станция, которой будут руководить Эндрю Ньюман и Эндлю Белл, предлагает современную музыку для взрослых. Трансляции будут вестись на частоте 101,1 FM.
«Эта новая радиостанция в диапазоне FM станет свежим радиоголосом на растущем радиорынке Сент-Джоунс, а также местной службой высокого качества, которая будет предлагать более широкий выбор жителям региона, рассказывать о местных событиях», - говорит Дэвид Колвилл, вице-председатель КРТК.
Прежде чем лицензировать новую радиостанцию на рынке Сент-Джоунс, Комиссия внимательно изучила ситуацию в области конкуренции на этом рынке. Учитывая текущее состояние экономики Сент-Джоунс, Комиссия удовлетворена тем, что рынок способен поддержать еще одну радиостанцию.
Комиссия уверена, что будучи новым игроком на рынке, радиостанция Ньюмана и Белла будет предлагать передачи высокого качества, рассчитанные на местных жителей, и дополнять уже существующие службы.
Новая радиостанция будет вещать как минимум 14 часов в день в прямом эфире с 6 утра до 8 вечера, и предлагать как минимум 3,5 часа местных новостных программ, спортивных выпусков и прогнозов погоды. Ньюман и Белл предложили также жертвовать 3000 долларов в год Ассоциации музыкальной промышленности Ньюфаундленда. (“Canada NewsWire”, 03.06.2003)

· Создание нового государственного фонда с бюджетом в 21,9 млн долларов для производства англоязычных канадских художественных фильмов – это одна из главных рекомендаций, содержащихся в новом докладе канадской Комиссии по телерадиовещанию и телекоммуникациям.
Бывший сотрудник телекомпании Трина МакКуинн, которая по просьбе комиссии подготовила этот доклад, обнародованный в пятницу, заявила, что средства из фонда должны тратиться на создание аудитории.
В своем докладе «Сложные решения. Доклад о канадских англоязычных художественных фильмах» она заявила, что в течение первого года своей работы, фонд должен финансировать исключительно сценарии и экспериментальные работы. В последующие годы треть средств будет тратиться на сценарии и экспериментальные работы и две трети – на финансирование кинопроизводства.
МакКуинн призвала реформировать Фонд канадского телевидения (CTF) ($145,7 млн.), в котором участвуют и государственный и частный сектора. Этот фонд является главным источником финансирования производства канадских телепередач и художественных фильмов. Недавно правительство сократило свой взнос в CTF до $18,2 млн в год. МакКуинн назвала систему финансирования через Фонд канадского телевидения «чудовищной» и заметила, что «на процесс получения финансирования со стороны Фонда тратится огромное количество времени и энергии. Это сильно мешает творчеству».
Она рекомендовала «Канадскому наследию», правительственному департаменту, в ведомстве которого находится этот фонд, выработать для него новые четкие задачи, может быть, создать отдельные квоты для телекомпаний, имеющих доступ к фонду, и инициировать универсальную процедуру подачи заявлений. В настоящее время производители подают заявки на финансирование отдельно по двум частям фонда – программе вложений в инвестиционный капитал и программе лицензирования.
В своем докладе МакКуинн заметила, что за последний год расходы на производство художественных фильмов сократились на 26% для Канадской вещательной корпорации и на 10% для частных станций.
Писатель Гай Фурнье в своем докладе «Что будет завтра? Доклад о канадском франкоязычном кино» заметил, что английский и французский телерынки в Канаде так сильно различаются, что их следует регулировать по отдельности.
Он заметил, что франкоязычное кино привлекает больше зрителей и стоит дешевле англоязычного. «Оригинальный англоязычный канадский фильм обходится в $1,97 на одного зрителя, в то время как франкоязычный канадский фильм стоит $0,58 центов на одного зрителя, - указал он в своем докладе. Разница в стоимости схожих программ на английском и французском языках в Канаде настолько велика, что необходимо создавать рабочую группу, чтобы выяснить причины этого явления».
Он заметил также, что если голливудскому кино сложно выходить на канадский  франкоязычный рынок, то и фильмы, сделанные в Квебеке, не очень легко принимаются в таких странах, как Франция, потому что квебекский акцент не особенно распространен за пределами провинции.
В третьем докладе, «Тенденции в международном телевидении 1996-2001», подготовленном Бэрри Кифлом из организации Canadian Media Research по заказу CRTC, говорится, что канадский телевизионный рынок больше похож на американский, чем на рынки других стран в том, что касается распространенности кабельного телевидения, процентов прибыли от рекламы и проч. В докладе Кифла изучаются последние тенденции в США, Великобритании, Австралии, Франции и Италии.
«На телеэкранах Европы и Австралии достаточно много зарубежного, преимущественно американского кино, но и доля местных программ очень велика и продолжает расти, особенно в прайм-тайм. В 2001 г. доля художественных программ местного производства достигла в Европе самого высокого уровня  с 1996 г.», - говорится в докладе Кифла.
Комментируя доклад Кифла, МакКуинн заявила, что Канаде следует перейти на подход «сделано в Канаде», чтобы оживить кино местного производства. Она не считает, что Канаде подошли бы европейские регуляционные режимы, потому что канадский рынок отличается от европейского. (“The Hollywood Reporter”, 27.05.2003)

Франция

· После шести месяцев вещания в регионе Иль-де-Франс канал Залеа-ТВ покидает региональный эфир.
Канал просит Высший совет по аудиовизуальным средствам массовой информации предоставить ему новое временное разрешение на вещание с сентября 2003 года. Канал выразил свое несогласие в связи с отказом создать фонд поддержки общественного телевидения…(“Figaro”, 02.06.2003)

· Министр культуры и коммуникаций, Жан-Жак Айагон, сообщил на пресс-конференции 26 мая о крупном росте объемов региональных программ канала Франс 3 и о мерах, принимаемых в пользу местных телевизионных каналов, выработанных на основе доклада о перспективах их развития.
Что касается коммерческих каналов, то их выживаемость связана с доступом к рекламе, смягчением мер, противодействующих концентрации и разработкой специального налогового режима…
Запуск цифрового наземного телевидения позволит местным каналам занять большее, чем сегодня, место. Авторы доклада высказываются за то, чтобы разрешить местным органам власти быть акционерами или операторами эфирных каналов, как это имеет место в кабельном телевидении...(“Monde”, 28.05.2003)

· Добиться глубинного реформирования местных телеканалов - такова цель правительства Раффарена. Действительно, Франция должна использовать европейские директивы с целью добиться "слияния" средств массовой информации.
Доклад констатирует: несмотря на наличие аудитории, желающей получать "местную" информацию, местные телеканалы еще весьма немногочисленны и их состояние относительно непрочно…В 2001 году их убытки составили 7 миллионов евро на 10 миллионов общего оборота отрасли. По мнению авторов доклада, это и есть французская особенность, заключающаяся в сильной централизации аудиовизуального пейзажа вокруг эфирных каналов.
Помимо нехватки рекламных ресурсов из-за определенных запретов на телерекламу, ситуация объясняется мерами, противодействующими концентрации, которые авторы доклада считают главным препятствием на пути развития местного телевидения.
Закон о свободе коммуникации запрещает сегодня любому физическому или юридическому лицу контролировать более 50% капитала местного канала в целях ограничения концентрации в одних руках коммуникационных предприятий. Отмена этого правила должна заинтересовать инвесторов…
Прочие положения доклада следуют в том же направлении. Высший совет по аудиовизуальным средствам массовой информации, в частности, изучает возможность смягчения правила, запрещающего одновременное владение эфирным и аналоговым местным каналом. Это правило будет распространяться только на общенациональные каналы, доля аудитории которых превышает 2,5%. Для цифрового телевидения оно будет отменено…
 Также с целью привлечения солидных инвесторов авторы доклада выступают за поднятие потолка с 6 до 10 миллионов телезрителей для получения разрешения на слияние. Сегодня оператор местного канала не может приобретать другой, если общее количество обслуживаемых телезрителей превышает 6 миллионов человек…
Наконец, авторы доклада выступают за уменьшение обязательного вклада местных цифровых каналов в аудиовизуальное и кинематографическое производство. Рекламное время должно быть установлено на уровне в среднем 12 минут в час. (“Figaro”,26.05.2003)

· Издатели возмущаются действиями почтовой службы.
Испытывая ежегодный дефицит в 500 миллионов евро по сектору печати, государственное предприятие планировало увеличить свои тарифы на 3,7% в июне, но перенесло это увеличение на 1-ое июля. Но тарифы вырастут в любом случае. “Впервые рост тарифов происходит без необходимого согласования”, - утверждает Дениз Буше, заместитель директора Синдиката журнальной и информационной прессы. По нашим подсчетам, индекс Национального института статистики должен составить по сектору услуг 3,47%, а не 3,7%.
Вопрос действительно волнует издателей, поскольку подписка для многих из них представляет основной элемент их доходов от распространения. С целью компенсации снижения розничных продаж, многие инвестировали именно в этот сектор. В 2002 году пресса заплатила почте 436 миллионов евро. (“Strategy”, 23.05.2003)

Германия

· Академия немецкой книготорговли в сотрудничестве с государственной канцелярией Баварии, gotoBavaria и фондом корпорации Бертельсманн 7-8 июля приглашает на свою четвертую международную издательскую конференцию в Мюнхен. Название конференции звучит: «Назад в будущее! Понимание тенденций развития новой динамики!»
Представители европейских издательских и медиадомов, а также исследователи рынка представят свои новые разработки и информацию. Среди экспертов Хесус Баденес (генеральный директор издательской группы «Планета», Барселона), Стефано Боволи (директор по освоению новых рынков, MediaSAT, Мадрид), Ричард Чаркин (CEO, Макмиллан, Лондон), Ангелика Лекс (управляющий директор Elsevier Germany) и др.
В поисках читателя и пользователя будущего проверке подвергаются изменяющиеся потребности использования информации детьми и молодежью. Референты анализируют актуальные тенденции и пути развития потребления и предлагают новые маркетинговые и производственные стратегии. Международные эксперты отрасли представляют успешные социологические исследования и обсуждают шансы и риски стратегии интернационализации на примере Китая и Южной Америки. Конференция предназначена для издателей, менеджеров по производству, профессионалов и управленцев книжного и издательского дела, а также области коммуникации.
На последней международной конференции, которая состоялась в Венеции и проходила под лозунгом «Издательское дело в век цифровых технологий», присутствовали более трехсот издателей, экспертов и книготорговцев. Конференцию 2003 года решено провести в Мюнхене по случаю десятилетия Академии немецкой книжной торговли. («DPA” 02.06.2003)

· Если в Гамбурге будет принят новый закон о СМИ, то для частной инициативы в радиоотрасли больше не будет ограничений.
Радиокомитет в настоящее время ждет решения из Гамбурга: в конце апреля сенат принял изменения к гамбургскому закону о СМИ. Изменения, прежде всего, касаются частных радио- и телевещателей. Самое смелое нововведение: из Открытого канала Гамбурга образуется «Burger-TV» (любительский канал). Функции надзора больше не будет исполнять  гамбургский комитет по СМИ. Они отойдут к заново образованной Гамбургской медиашколе. Возможно, вся медийная отрасль столкнется с новыми изменениями и реструктуризацией.
Анжела Франк,  представитель штутгартского комитета по коммуникации, на все вопросы только пожимает плечами: новую гамбургскую модель не следует переносить на реалии земли Баден-Вюртемберг.  На месте открытых каналов новый закон о СМИ видит так называемые некоммерческие радиоструктуры.
Учредителями, несущими все расходы, являются не соответствующие земельные структуры, а объединения, которые должны быть преобразованы в общества с ограниченной ответственностью. Со своей стороны, комитет по коммуникации поможет выдаче лицензии, предоставит субсидии на закупку техники и на обучение персонала. Будут основаны обучающие радио, которые не предназначены для коммерческого использования и встроены в систему высших школ.
Как это принято, в Гамбурге частное радио должно иметь в своем эфире какой-то процент словесной информации (не музыки). В зависимости от вещателя, процент не музыкального наполнения составляет от десяти до пятидесяти процентов эфирного времени. Если сенат примет закон о СМИ в конце июня, то для вещателей больше не будет никаких ограничений.
В последние годы наметилась тенденция по снижению процента не музыкального наполнения эфира. На радио объясняют это тенденциями современной моды и запросами слушателей. Земельный комитет по коммуникации будет обращать особое внимание на то, чтобы региональный характер радиостанций был сохранен: вещатели получат лицензии на основе предоставленных ими на конкурс программ.
Г-жа Франк продолжает: о тотальном регулировании радио речи не идет, таких проблем вообще еще ни разу не возникало. Напротив, закрепление в регионах создает предпосылки для того, чтобы программы услышали люди. Кроме того, радио собирается составить конкуренцию телевидению и ежедневным газетам актуальностью своей информации. (“Stuttgarter Zeitung”,10.05.2003)

· Споры вокруг тарифов: Профсоюз Ver.di держит курс на конфронтацию: профсоюз планирует принять «забастовочные меры», забастовка с требованием повышения оплаты труда состоится в ближайшую субботу
В ходе нынешней дискуссии о тарифах между сторонами нет единства во взглядах на проблему.  «Сейчас у нас такое впечатление, будто Ver.di не хочет вести переговоры и просто провоцирует нас, подсовывая целый каталог требований на 67 страницах», - объясняет Хериберт Йорис, ведущий специалист по тарифам  HDE (Hauptverband des Deutschen Einzelhandels – Главное объединение немецкой розничной торговли). «Это полная чушь, - возражает член президиума профзоюза Франциска Витхольд. – Но после того как работодатели не внесли никаких нормальных предложений, на следующей неделе мы будем готовить забастовку».
На первое конкретное предложение работодателей, которое было вынесено на обсуждение в Баварии, Гамбурге, Гессене, северном Рейне-Вестфалии, Саарланде, профсоюз отреагировал предупредительной забастовкой.  Предложения предусматривали повышение зарплат после шести месяцев (с 1 октября 2003 года) на 1,3% и на 0,7% с 1 июня 2004 года и с 1 декабря 2004 года на 1,2%. Профсоюз же требует повышения от 3,5 до 4,5%.
Особенно тяжело проходят дебаты по типовым тарифным соглашениям, поскольку в них обсуждаются прибавки за работу в субботу после 14 часов. Профсоюз требует прибавки от 20 до 100% для каждой субботы с 14 часов. Работодатели  предлагают уже сейчас дополнительно (до 20%) оплачивать время в будни с 18.30 часов, а в будущем с 19.00.
По субботам, которые ранее дополнительно (до 20%) оплачивались с 14 до 16 часов, будет оплачиваться время с 16 до 18 часов. Сэкономленными средствами работодатели собираются расплачиваться (до 25% надбавки) за время позже 18.00.
Эксперт по тарифам Фередальной службы здравоохранения (BAG) Антон Виммер считает все эти оговорки по отплате выходных бессмысленными. В среду  состоится заседание по тарифной политике. (источник неизвестен)
.
· На долгий и напряженный переговорный процесс настроились сенатские партии и оппозиция в свете общественных дебатов по закону о земельных СМИ.
В то время как глава фракции FDP Буркхардт Мюллер-Зенксен бурно радовался прохождению своего законопроекта «Распространение нового мышления в медиаполитике», эксперт партии SPD Вернер Добритц говорил о «возврате к временам информационного застоя». GAL и SPD обвиняют сенат в исчезновении Открытого канала, в предоставлении льгот частным вещателям, сокращении полномочий, предоставляемых земельным комитетам по СМИ. «Сенат хочет отменить Открытый канал, потому что его не устраивает его содержание», - резюмирует член SPD. (“Die Tageszeitung”, 05.06.2003)

· Почти половина немцев использует интернет. Большая часть пользователей – подростки и молодежь. Но это не рекорд в сравнении с другими странами. Например, всемирной паутиной пользуются 70% американцев.
Они же больше всех заботятся о подрастающем поколении пользователей, заявляет руководитель европейского медиаинститута Йо Гребель, на презентации интернет-исследования «Германия и цифровой мир».
Важную функцию отводят электронной почте. Более двух третей пользователей посылают и получают электронную почту. Время, которое человек тратит на почту, чтение и выбор новостей  или сидение в чатах, это время, которое он не провел со своей семьей или перед телевизором. По опросу, проведенному среди 3тыс. интернет-пользователей, в среднем 144 или 193 минуты смотрят телевизор и около часа в день проводят в интернете.
 Интернет популярен и на профессиональном поприще, сообщили в комитете по СМИ Северного Рейна-Вестфалии. 60% пользуются электронной почтой, более трети сидят в интернете на рабочем месте, говорится в исследовании медиаинститута. Одна треть опрошенных полагает, что их передвижения по интернету контролируются, но не особенно строго.
Немногие родители следят за тем, какие сайты их ребенок посещает во время странствий по интернету. Большинство родителей вообще не предпринимает никаких шагов, чтобы оградить ребенка от нежелательной информации, некоторые доверяют благоразумию самих детей или полагаются на технические фильтры, которые не пропускают порно и насилие. Американские родители более последовательные и настойчивые, как следует из параллельных исследований, проводимых в других странах.
 Привлекать новых пользователей
Перед медиаэкспертами стоит задача привлечения новых пользователей в сеть.  Они разработали программу из 10 пунктов, которая ориентированная на образ мысли людей, не пользующихся интернетом, и на стоимость доступа в интернет. Эта стоимость должна снижаться. Особенно настороженно относятся к пользованию интернетом семьи с невысоким доходом. Поэтому нужно показать таким людям достоверность содержания информации. С другой стороны, до 80% людей, не пользующихся интернетом, очень трудно убедить в его достоинствах. (“Frankfurter Allgemeine Zeitung”, 28.05.2003)

· Директор Баварского радио Йоханнес Гротцки планирует запуск проекта радио для молодежи. Как заметил Гротцки в интервью, баварское радио дозрело до запуска этого проекта, мы уже обговорили многое на заседании совета.
Как только этот проект получит общественную поддержку, его можно запускать в реализацию.  Мы смогли таким образом перераспределить бюджет, чтобы найти место для юношеской программы. «Для этого не нужны никакие дополнительные средства, мы экономили буквально на всем: начиная от командировочных расходов и заканчивая экономией на самих программах» - заявляет Гротцки.(“Presse Portal”, 01.06.2003)


· В Гамбурге  более 1200 экспертов в области средств массовой информации обсуждают будущее отрасли. Во время дискуссий или семинаров – одно и то же слово рефреном проходит в этом году через каждое заседание «Гамбургского диалога» - кризис.  То, что рекламные бюджеты сокращаются, уже давно общепризнанный факт.  Борьба СМИ за показ ТВ-рекламы выигрывается очень тяжело. Нужны новые концепции, чтобы переждать застой в отрасли.
Рецепты от кризиса и по увеличению оборота в отрасли на медиаконгрессе, который прошел под названием «ReVision», дать никто не смог. Поэтому участники «Гамбургского диалога» с большим внимание выслушали предложения приглашенных экспертов, направленные на разрешение проблемы.
«Мы должны рассматривать кризис не как нечто экстраординарное, а как нормальное явление, - призывает Андреас Виле, руководитель отдела журналов издательства Акселя Шпрингера. - В печатном деле должно произойти дальнейшее перераспределение рынка, и это будет для нас хорошо». Одновременно с этим процессом появляются новые газеты и журналы, так что многообразие предложения будет сохранено.
«Важно и то, - продолжает Виле, - что все издательства действуют творчески. Так, следует задуматься, насколько издательству нужна полностью укомплектованная редакция для каждого издания?  Или, например, нужно найти интеллигентные формы работы со спонсорами и одновременно сохранить независимость редакции. В общем, творческий подход «лучше развивается во времена кризиса, чем во времена расцвета».
В творческом подходе нет недостатка и в области СМИ, по мнению Ролфа Викмана, руководителя отдела журналов в Грунере+Яре: «Сейчас в воздухе носятся столько творческих идей и проектов, как никогда раньше».  Но следует признать, что во времена кризиса не все реорганизуются и изменяют способ работы.  То, что в кризисные времена успешно запускаются новые проекты газет и журналов, доказывают не только немецкие издательства, но и Вольфганг Феллнер из Австрии: его журнал для женщин Woman, основанный в 2001 году, пример успешной деятельности в Австрии. Сам Феллнер поясняет: «У нас в Австрии не столь насыщенный рынок, как в Германии с ее 4000 журналами».
Еще более остроумный пример коммуникации продемонстрировал шеф немецкого отделения Unilever Иоганн Линденберг. «Сама по себе телевизионная реклама не приносит прибыли. Нам нужны новые методы и идеи в деле продвижения нашего продукта. Хотя многие  рекламные агентства и предлагают нам такие идеи, но мало кто из них может их воплотить. Вот поэтому Линденберг и воодушевил рекламную отрасль на реструктуризацию. «Первый шаг был самым сложным, но потом мы заметили: все работает. И структурная реорганизация кажется мне очень мягкой мерой по сравнению с теми, которые медиаиндустрия уже предпринимала».
Для главы рекламного агентства «Юнг фон Матт», Холгера Юнга причина лежит в застое «коммуникационной проблемы в Германии». Немцам нравится уверенность, расписанная по плану. А вместо этого политика последнего времени, особенно в области пенсий и больничных касс была весьма нестабильной. «Поэтому не надо удивляться, что люди предпочитают попридержать свои деньги».
Несмотря на тяжелое положение, большинство специалистов настроены оптимистично. «Кризис в нашей отрасли продлится еще около двух лет, - говорит Мартин Виллих, глава Студио Гамбург и вице-президент Торговой палаты. «Но есть и хорошее в этом положении – когда-нибудь и он закончится». (“Hamburger Abendblatt”, 27.05.2003)

 
Дизайн и разработка
© « Web-Мастерская », 2003
Документы Базы данных Рейтинги и аналитика Новости министерства Новости отрасли СМИ Книгоиздатльство Аудиовизуальная продукция Полиграфия Мониторинг СМИ: ситуация в сфере ответственности МПТР Дайджест прессы: Центральные СМИ Дайджест прессы: Региональные СМИ Рейтинг СМИ ТВ Радио Пресса Социологиечские исследования