Коллегия Минпечати России объявила бой "пиратам"


29 июля прошла коллегия МПТР России, на которой был рассмотрен вопрос о лицензировании деятельности по воспроизведению (изготовлению экземпляров) аудиовизуальных произведений и фонограмм на любых видах носителей.

Участники совещания отметили, что важным механизмом защиты авторских и смежных в России является лицензирование деятельности по изготовлению экземпляров аудиовизуальных произведений и фонограмм.

Согласно проведенным исследованиям в 2002 году в России было реализовано 442 млн. единиц аудио-, видеопродукции, из них только 85 млн. произведены легально. Общий объем продаж видеокассет в России в 2002 году составил 103 млн. копий, лицензионных из них было 17,5 млн. – это всего лишь 17% от всего оборота продаж на рынке.

Исследования также показывают, что 80% реализуемых дисков DVD (1,75 млн. копий) – нелицензионная продукция. Объем реализации аудиокассет в 2002 году составил 230 млн. копий и 76% из них – пиратские. Кроме того, в прошлом году было реализовано 87 млн. компакт-дисков, доля нелицензионных копий составляет  86%. Общий же оборот аудио-, видеорынка в России в 2002 году составил  940 млн. долларов, из них 72%  - оборот нелегального рынка .

«ПИРАТСТВО» в любой сфере, а в аудиовизуальной в особенности, наносит колоссальный ущерб обществу так как:

  • не позволяет творцам в полной мере пользоваться результатами своего труда;
  • ограничивает возможности для поиска и продвижения новых талантов.

Важно отметить, что «пиратство» отрицательно сказывается не только на развитии отечественной культуры (это наиболее очевидно), но и:

  • наносит непоправимый ущерб международной репутации России;
  • подрывает экономические основы государства, способствуя развитию теневой экономики.

Вследствие  «пиратства» государство недополучает налогов на сумму свыше 3,5 млрд. рублей в  год.

Принятый в 1993 году в России Закон «Об авторском праве и смежных правах», как известно, почти на 100% совпадал с Типовым законом Всемирной организации Интеллектуальной собственности, при подготовке которого были учтены опыт правового регулирования авторских отношений в странах Европы и Америки, а также требования действовавших на тот момент международных конвенций по авторскому праву.

Проект поправок к Закону РФ «Об авторском праве и смежных правах» был принят в первом чтении 16 октября прошлого года. В настоящее время в Государственной Думе завершена  работа по подготовке этих поправок ко второму чтению, намеченному на осень 2003 года.

Действующее законодательство предусматривает за нарушение Закона «Об авторском праве и смежных правах» гражданскую, уголовную и административную ответственность, однако реальные результаты применения на практике соответствующих норм, мягко говоря, оставляют желать лучшего.

Яркий тому пример - абсолютно неэффективная работа по статье  146 УК, предусматривающей уголовную ответственность за нарушение авторских прав. Эта статья  появилась в УК в 1997 году. Однако до недавнего времени практически не работала. И вот почему. Законодатель в ст. 146 УК РФ не обозначил понятие «крупный ущерб» и не дал какого-либо отправного критерия, какой же размер ущерба является крупным. Возникла путаница в правовых вопросах, результатом которой стало то, что число лиц, реально наказанных за нарушение авторских прав, явно не соответствует существующему уровню пиратства.

8 апреля 2003 года Президент утвердил новую редакцию 146 ст. УК, подготовленную с учетом в основном негативного опыта работы по пресечению правонарушений в сфере интеллектуальной собственности.

Вместе с тем в правоприменительной практике остается много других нерешенных проблем. Одна из них – отсутствие эффективного механизма определения подлинного места производства оптических дисков.

Дело в том, что в процессе производства оптических носителей информации или, проще говоря, дисков на  каждом из них появляются    индивидуальные особенности, позволяющие впоследствии с помощью лабораторного оборудования однозначно определить, на каком предприятии был изготовлен этот диск. Технология по сути своей очень похожа на идентификацию личности по отпечаткам пальцев.

 В процессе проверок предприятий, выпускающих CD и DVD диски, специалистами Минпечати собран полный комплект контрольных образцов с каждой репликационной установки. Поэтому коллегия решила создать при МПТР России трассологическую лабораторию оптических носителей информации (по аутентификации CD и DVD-дисков).

Безусловно знаковым событием для российской аудио-, видеоиндустрии стало принятие 8 августа 2001 года Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», на основе которого было разработано Положение о лицензировании деятельности предприятий, тиражирующих аудио-, видеопродукцию. 4 июня 2002г. данное Положение было утверждено Постановлением Правительства РФ № 381.

Производители обязаны иметь документальное подтверждение наличия у них авторских и смежных прав на изготовление экземпляров аудио-, видеопродукции, а также вести подробный учет всей выпущенной продукции. На каждый экземпляр должно наноситься наименование предприятия и номер лицензии. Эти требования вполне естественны и легко выполняются легальными производителями, однако совершенно неприемлемы для, мягко говоря, «недобросовестных предпринимателей».

За период с 19 июня 2002 г. по настоящее время от соискателей поступило 214 заявлений о предоставлении лицензии. На сегодняшний день выдана 151 лицензия, из них 28 лицензий предоставлено предприятиям, осуществляющим выпуск оптических носителей информации, 3 соискателям отказано в предоставлении лицензий, остальные заявления либо возвращены по различным причинам, либо находятся на рассмотрении.

По самым приблизительным оценкам, лицензиатами, согласно заявленным сведениям, может производиться в месяц около 7,5 млн. аудиокассет, 1,7 млн. видеокассет. Эти цифры говорят о том, что на сегодняшний момент более 70% аудио-, видеопродукции на магнитных носителях выпускается на предприятиях, не имеющих лицензии. К сожалению наши неоднократные обращения в МВД с просьбой активизировать работу по пресечению незаконной предпринимательской деятельности в сфере производства аудио-, видеопродукции пока не дали необходимого результата.

В марте этого года Госторгинспекция Минэкономразвития России приступила выявлению и изъятию из продажи аудио-, видеопродукции, на которой не указаны  наименование и номер лицензии изготовителя.

Лицензирование деятельности по изготовлению аудио-, видеопродукции, безусловно, важная, но, конечно, не единственная мера по оздоровлению ситуации на рынке интеллектуальной собственности.

3 октября 2002 года состоялось заседание Правительства России «О мерах по обеспечению защиты интеллектуальной собственности в Российской Федерации», где было принято решение создать Правительственную комиссию по противодействию нарушениям в сфере интеллектуальной собственности. В состав Комиссии, возглавленной премьером М.Касьяновым, вошли представители различных федеральных органов исполнительной власти.

В рамках Комиссии рассматриваются вопросы внесения изменений во внутреннее законодательство, регулирующее отношения в сфере авторских и смежных прав: Закон об авторском праве и смежных правах; Гражданский кодекс РФ; Уголовный кодекс РФ; Кодекс об административных правонарушениях.

Для детальной разработки предложений, выносимых на рассмотрение Правительственной комиссии, при Министерстве печати создан Экспертный совет по противодействию нарушениям в сфере интеллектуальной собственности.

На сентябрь намечено рассмотрение вопроса о введении единой системы идентификации аудио-, видеопродукции на Правительственной комиссии.

12 июля вступило в силу Постановление Правительства РФ «О внесении изменений и дополнений в Правила продажи отдельных видов товаров и в Положение о лицензировании деятельности по воспроизведению (изготовлению экземпляров) аудиовизуальных произведений и фонограмм на любых видах носителей». Согласно внесенным изменениям аудиовизуальные произведения и фонограммы добавлены к перечню товаров, розничная торговля которыми запрещена вне стационарных мест продажи: на лотках и в палатках, где, как показала практика, до недавнего времени распространялся основной объем контрафактной продукции.

Кроме того, Правительство расширило лицензионные требования, установив, что на каждом экземпляре аудиовизуального произведения или фонограммы должны быть указаны сведения об обладателях авторских и смежных прав.

 
Дизайн и разработка
© « Web-Мастерская », 2003
Документы Базы данных Рейтинги и аналитика коллегия решения коллегии планы работ коллегии федеральная конкурсная комиссия состав процедуры конкурсы гранты и проекты министерства грантовая программа государственной поддержки СМИ премия "патриот россии" всероссийский конкурс-семинар "нет наркотикам!" конкурс "алые паруса" конкурс "книга года" конкурс "мы горды отечеством своим" мероприятия